Желательно ли поститься в день Ашура?

В нашей семье принято проводить день Ашура по-особенному: варится блюдо из зёрен, делают садака соседям, соблюдают пост. Скажите, пожалуйста, желательно ли в день Ашура поститься, угощать членов семьи и раздавать сваренные зёрна?
Ответ

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: 

يسن ... (وعاشوراء) ... وهو عاشر المحرم ... لأنه يكفر السنة الماضية رواه مسلم.

«Желательно (суннат) соблюдать пост в день 'Ашура. Это десятый день месяца Мухаррам, так как пост в этот день искупляет (малые) грехи предыдущего года, согласно хадису, который передал имам Муслим».

(وتاسوعاء) ... وهو تاسعه لخبر مسلم {لئن بقيت إلى قابل لأصومن التاسع} فمات قبله.

«Также желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам – «тасу'а», поскольку имам Муслим передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно буду соблюдать пост в девятый день Мухаррама». Но Он ﷺ не дожил до этого дня».

والحكمة فيه مخالفة اليهود ويسن صوم الحادي عشر أيضا.

«Мудрость соблюдения поста в девятый день в том, чтобы мусульмане отличались от иудеев (иудеи соблюдают пост в 'Ашура, но в девятый не соблюдают). Также желательно соблюдать пост и одиннадцатый день месяца Мухаррам».

Дуа в день Ашура

Имам аш-Ширвани утверждает:
(قوله وهو عاشر المحرم) ويسن التوسعة على العيال في يوم عاشوراء ليوسع الله عليه السنة كلها كما في الحديث الحسن وقد ذكر غير واحد من رواة الحديث أنه جربه فوجده كذلك.

«Желательно в день 'Ашура радовать семью (проявляя щедрость), для того чтобы Аллах и к нему проявлял щедрость целый год, как свидетельствует достоверный хадис. Многие передатчики этого хадиса упомянули, что последовали этому хадису и убедились в его правдивости».

... وأما ما شاع فيه من الصلاة والإنفاق والخضاب والادهان والاكتحال وطبخ الحبوب وغير ذلك فقال شارح موضوع مفترى.

«...Что касается распространенных среди людей деяний, как совершение в день 'Ашура дополнительного намаза, дополнительных благотворительных расходов, покраска волос, умащивание маслом, использование сурьмы, приготовление блюд из бобовых и зерновых культур и других дел, то это всё, как говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами, выдуманное».

(См.: Хашия аш-Ширвани, т. 3, с. 455).